03.05.2011

Индийские компании намерены активно участвовать в развитии российской фармацевтической отрасли

Долгосрочная федеральная программа комплексного развития отечественной фармацевтической промышленности на период до 2020 года - первый программный документ такого рода в постсоветской России. Пока производство как фармацевтических компонентов, так и готовых лекарств современного уровня в России существенно отстает от текущих и перспективных потребностей населения.

По данным профильной статистики и исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2009-2010 годы, доля российских препаратов в номенклатуре лекарств в РФ достигает 55-65%. А вот в ассортименте внутрироссийского сбыта фармпродукции удельный вес отечественных медикаментов не превышает 30%. Причем российских препаратов, в отличие от импортных, почти нет в широком сбыте инновационных лекарств. Поэтому импортозамещение в этой, столь важной отрасли - одна из стратегических задач.

Кстати, максимально высокий уровень импортозамещения в фармпродукции является стратегической задачей других стран БРИК - Индии, Китая, Бразилии. Поэтому многие индийские фармацевтические компании проявляют инвестиционно-практический интерес к российской ФАРМЕ-2020. Между тем фармацевтическая отрасль считается одной из самых высокотехнологичных и наукоемких. Следовательно, ее развитие - составная часть комплексной модернизации российской экономики.

По мнению эксперта российского и международного фармрынков Ивана Данилова, что касается инвестиций в разработку, апробацию и внедрение лекарственного препарата с нулевого цикла, - сумма этих инвестиций достигает в среднем 800 млн долл., и, по многим прогнозам, она вскоре превысит 1 млрд долл. В то же время, в ФАРМЕ-2020 на период с 2009 по 2020 гг. заложено 3,5 млрд долл. на разработку новых российских лекарств.

Многие специалисты приходят к выводу, что, скорее всего, главный акцент в развитии российской фармотрасли сделан на "дженериках" - на аналогах или копиях оригинальных-эксклюзивных лекарств - отечественных и зарубежных. Поскольку производство "дженериков" обходится дешевле, да и сроки его - короче. Такие прогнозы подтверждаются и тем, что, по оценкам ВОЗ и ряда зарубежных фармкорпораций, доля зарегистрированных "дженериков" на фармрынке России превышает 70%, в то время, как по данным Pharm-MedExpert.Ru, в США и Канаде этот показатель не больше 25%, а, например, в Японии - 20%.

В канун Петербургского международного экономического форума в июне 2010 года министр торговли Индии Ананд Шарма отметил, что Индия готова строить в России заводы по производству доступных лекарств. По его словам, РФ "готовит список лекарственных препаратов, которые ей нужны. Протокол о намерениях в производстве фармацевтических препаратов создаст необходимую почву для этого сотрудничества".
В этой связи представляют интерес мнения ряда крупных фармацевтических компаний Индии по их возможному участию в ФАРМЕ-2020.

Мотупалли Рамана, руководитель "Д-р Реддис Лабораторис":
"Результатами реализации программы ФАРМА-2020 могут стать рост числа новых препаратов российского происхождения и стремление зарубежных компаний поместить производство на территории России, что приведет к увеличению фармацевтических продуктов местного производства на российском рынке и увеличению занятости населения.
Правительство могло бы способствовать привлечению иностранных компаний для поддержки программы ФАРМА-2020 предоставлением более четких рекомендаций.

Цель компании Д-р Реддис заключается в "предоставлении доступных и инновационных препаратов для более здоровой жизни". Мы приветствуем любую инициативу Правительства, которая может принести пользу российским пациентам.

Компания работает в России с 1991 года, специализируясь в основном на самых современных препаратах. Вскоре будет реализовываться сотрудничество по переупаковке онкологических продуктов нашей компании, весьма востребованных в России. Опыт "Д-р Реддис Лабораториc" и Индии в целом по низкозатратному производству современных фармпродуктов может помочь России прежде всего в выпуске лекарственной продукции инновационного ассортимента.

Что касается компании "Корал-Мед", то, как рассказал директор российского представительства Бхагвати Прасад Сингх, она уже ведет переговоры о создании совместного с РФ производства биотехнологических медикаментов. Это направление перспективно и потому, что, по данным этой компании, если количество фармацевтических заводов в РФ, отвечающих современному уровню, пока измеряется единицами, то в ближайшие 5 лет их число достигнет 25-30. А к 2020 году - наверняка достигнет 100.

"Корал-Мед", в рамках ФАРМЫ-2020, по словам Сингха, "готова поделиться с Россией своим технологическим и "ассортиментным" опытом в рамках реализации ФАРМЫ-2020. Уже ведутся переговоры по сотрудничеству в биотехнологиях, производстве простых таблеток и капсул. Участвуя в программе, нам не придется платить таможенные пошлины, сократятся расходы на логистику, так что общий выигрыш будет в 10-15%. Если мы интегрируемся в выполнение программы, тогда наша компания будет более активно присутствовать на российском фармрынке. Любая страна должна быть уверена в собственной фарминдустрии. А в наше время очень трудно быть зависимым от импорта лекарств".

Другой крупный продуцент разнообразных лекарственных товаров - "Юник Фармацевтикал" - тоже планирует помочь России. Сандип Наса, глава российского представительства этой компании:

"Проект выгоден и для инвестирования международными компаниями, и для российского производителя. Наше руководство уже просчитывает: как оптимально разработать стратегию сотрудничества на ближайшие 10 лет. Но 90% объема наших лекарств - безрецептные препараты, то есть лекарства широкого потребления. Но если начнем производство в РФ, наши препараты могут стать дороже. Поэтому мы продумываем, - как оптимально использовать новые возможности, чтобы это не отразилось негативно на наших брендах. Скажем, один из наиболее востребованных - "Доктор Мом" - уже более 20 лет присутствует на российском рынке".

Называя Индию стратегическим партнером, Россия признает тот факт, что опыт в данной области у нас больше. В Индии дешевле рабочая сила, более развито производство субстанций, готовых лекарственных средств, наши фирмы могут помогать российским производителям в организации фармацевтических кластеров или по внедрению GMP, или других технологий. С нашей помощью это можно сделать значительно быстрее.

Компания "Ранбакси", производитель широкого спектра лекарственных препаратов, уже заявила о своей готовности принять участие в ФАРМЕ-2020. Работая в России почти 20 лет, Ранбакси обладает широкими технологическими возможностями для разработки разнообразных дженериковых препаратов и лекарственных форм большим объемом интеллектуальной собственности и опытом в создании улучшенных систем доставки лекарственных средств успешно решает комплексные логистические задачи для обеспечения быстрого доступа населению к дженерикам.

Михир Чхайя, руководитель российского представительства компании Ранбакси, уверен, что в рамках ФАРМЫ-2020 индийские производители смогут предложить свой разносторонний опыт. Например, как в подготовке кадров и методах глубокой переработки лекарственного сырья, так и в производстве разнообразных фармацевтических составляющих. А также они готовы участвовать в инвестировании этой программы в части, например, российского или совместного производства лекарственных препаратов.

Кроме того, компания Ранбакси уже обратилась к Правительству РФ со списком предлагаемых ею препаратов, в том числе - для лечения ВИЧ/СПИДа. В 2003 году, получив одобрение от ВОЗ (статус преквалификации) для 20 наименований этих препаратов, в настоящее время компания Ранбакси активно участвует в международных проектах по борьбе с ВИЧ-инфекцией и СПИДом.

По словам Чхайя, "программа ФАРМА-2020 - свежая и очень долгожданная инициатива. У местных производителей она вызывает энтузиазм, а зарубежные производители могут предложить свои опыт и поддержку во всевозможных секторах фармацевтической индустрии. Одновременно с усилением контроля за соблюдением этических практик на фармацевтическом рынке необходимо также гарантировать не только единое поле для всех игроков, но и четко определить - что регулировать и в каких размерах, особенно, если это касается средних и малых компаний по выпуску брендовых дженериков, которые предоставляют реальный выбор пациентам благодаря разнообразному ассортименту. Я призываю правительственные органы, ответственные за фармацевтику, пересмотреть свое восприятие фармацевтической промышленности, где нет необходимости всех участников рынка воспринимать одинаково.

Мы очень серьезно рассматриваем вопросы инвестирования в России. К тому же, у нас есть известное "Индийское преимущество" - в производстве брендовых дженериков и специализированных препаратов".

В статье использованы материалы редакции издания «Российская газета».


Возврат к списку